Длинный день в Белграде

В этом году мы с мужем решили провести отпуск на Балканах, а точнее в Черногории. В планах было объехать соседние Сербию, Албанию, Боснию и Герцеговину и Хорватию. Из-за трудностей с получением хорватской визы на месте, мы решили оставить эту замечательную страну на следующий раз и уже из Хорватии скататься в Боснию, что гораздо ближе, чем ехать из Черногории. А вот с Сербией все оказалось проще, мы выбрали рейс до черногорской Подгорицы со стыковкой в сербской столице - Белграде.
 Несмотря на то, что всем доступна статья из Википедии, хочется начать с общих сведений. Белград, по-сербски Београд, - бывшая столица Югославии, ныне не существующей страны, включавшей в себя Хорватию, Черногорию, Сербию, Словению, Македонию и Боснию и Герцоговину. Расположен на месте впадения реки Савы в реку Дунай. Интересно, что новая часть города расположена в Центральной Европе, а старая – на Балканском полуострове. Проживает в Белграде от 1,2млн до 1,5млн человек. Официальный язык сербский, по звучанию и написанию немного похож на русский, так как тоже относится к славянским, но понять его русскому человеку не так-то просто, в привычных словах как будто нет гласных букв, одни согласные.  Почти все население – прихожане Сербской православной церкви. Отмечу, что люди на Балканах очень религиозны. За свою историю, Белград разрушался 38 раз и 38 раз отстраивался заново. Первое упоминание о городе датируется 15 в до н.э.

В Белградский аэропорт, а по-сербски, аэродром Никола Тесла Београд,  мы прибыли в 13:05 по местному времени и сразу же столкнулись с проблемой обмена валюты. В Сербии в ходу динары, а евро принимают только в туристической зоне и по невыгодному курсу.  Единственный банкомат, который мы обнаружили, не работал. Пришлось немного побегать по аэропорту, на первом этаже нашелся-таки обменник с русскоговорящей девушкой, а  на втором этаже у стойки информации получилось разжиться картой города. Выходим на улицу со второго этажа и садимся на автобус N72, следующий до площади Зелени Венац(Овощной рынок).  Добраться  можно и рейсом компании Jat, он останавливается рядом с выходом на первом этаже аэропорта, но билет стоит в 2 раза дороже и едет этот маршрут  до площади Славия. Площадь эта мне не особо приглянулась, скорее всего, начав осмотр города с этой точки, я бы изначально чуть-чуть разочаровалась.

Выходим у Бранкова моста и поднимаемся до улицы Симы Марковича, где Белград открывается нам современным европейским городом: свежевыкрашенные модерновые здания, аккуратная брусчатка, отсутствие мусора. Здесь находится дворец княгини Любицы и очень красивая Соборная церковь Святого Архангела Михаила. Заглядываем внутрь, восхищаемся золоченым убранством и идем дальше в сторону парка Калемегдан, что означает «построеный на месте битвы».

Прогуливаемся по набережной реки Савы до впадения ее в Дунай. Вид прекрасный! Хочется сидеть и смотреть на реку бесконечно.

Гуляем по парку, разглядываем старинные бастионы и цитадель.

В поисках кафешки, где можно пообедать, отправляемся на главную пешеходную улицу Кнез Михайлова, местный Арбат. Здесь масса ресторанчиков, магазинчиков, сувенирных лавок и отелей. Ощущение такое, что половина населения Белграда, слегка разбавленная туристами, вышла погулять именно на эту улицу, в то время как вторая половина – на набережной Савы, в Калемегдане. Постоянно заглядывая и сворачивая в переулки добираемся до площади Республики. Здесь тоже полно народа. Покупаем в одной из пекарен невероятно свежие и вкусные сэндвичи и перекусываем прямо на площади, тратить время на полноценный обед не хочется.

На площади Республики, рядом с памятником князю Михаилу, собираются студенты. Отличная возможность оценить местный стрит стайл. Сразу бросается в глаза, что большинство людей очень высокие и стройные (интересно, как им удается поддерживать форму, когда на каждом шагу пекарни с вкуснейшей выпечкой?), одеваются в распространенные европейские бренды масс-маркета, этакий стиль большого города, практично и удобно. Многие девушки красят губы красной помадой и каждая вторая курит. Иногда встречаются и «гламурные чики», но таких мало.

Еще немного поплутав по старому городу подходим к гостинице Москва, самому красивому зданию Белграда. С начала открытия, произошедшего в 1906 году, здесь успели остановиться такие мировые знаменитости, как: Лев Троцкий, Сергей Бондарчук, Брэд Питт, Альфред Хичкок, Милла Йовович, Джек Николсон, Майкл Дуглас, Роберт Де Ниро, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Иосиф Бродский…

Пройдя чуть дальше, видим здание Скупщины или парламента Сербии.

Хочется заглянуть в храм Святого Марка, второй по величине храм в Белграде и прогуляться по раскинувшемуся рядом парку Ташмайдан, но скоро стемнеет, а нам еще нужно успеть добраться до главной достопримечательности – огромного и величественного храма Святого Саввы, самого большого храма на Балканах.

Направляемся в сторону площади Славия, здесь дома уже не такие аккуратные, штукатурка отваливается, а сами здания серые и невзрачные, смесь старинной, современной и советской застроек выглядит довольно странно и хаотично.

Минут через 10 мы у храма Святого Саввы, который действительно впечатляет своими размерами, а вот внутри все достаточно скромно, никаких колонн из лазурита и золоченых алтарей, голые стены и несколько икон составляют все убранство зала. Храм хоть и действующий, но строительство все еще ведется.

Мы снова проходим ничем не примечательную площадь Славии,  чуть ниже, на пересечении улиц Неманьина и Князя Милоша, находятся печально известные здания Министерства Обороны и Генштаба Югославии, разрушенные при бомбардировках НАТО в 1999 году.

А вообще, о прошедших войнах в Белграде, кроме памятников, мало что напоминает. Практически все здания восстановлены, дороги ровные,  а улицы и парки утопают в зелени.  Немного портят внешний облик города надписи на стенах домов и облупленная штукатурка, но такие явления я и в других мировых столицах частенько наблюдала, например в Праге.

Сам город очень уютный и хотя нет в нем помпезных дворцов и каких-то необыкновенных памятников, полететь в Белград на уикенд непременно стоит.

По улице Князя Милоша, засматриваясь на здания посольств разных стран и шикарные дома знатных людей прошлого, возвращаемся на площадь Республики, снова проходим улицу Князя Михаила и почти у самого Калемегдана  покупаем сувениры.

Совсем стемнело и город преобразился, благодаря мягкой подсветке зданий.

Вечер мы решили провести в одном из ресторанчиков богемного района Скадарлия. На Скадарской шумно, в каждом ресторане куча народу, играют музыканты, кричат зазывалы. Ужинать в переполненных  туристических заведениях «Три шляпы» и «Два оленя»  совершенно не хочется, поэтому мы, посмотрев на маленькие домики Скадарлии и поломав ноги на ее старинной брусчатке, возвращаемся в приглянувшийся мне ранее маленький ресторанчик  с местным колоритом в самом начале Скадарской улицы. Здесь ужинают местные, а хозяйка сама готовит вкуснейшие колбаски чевапи(чевапчичи) - одно из национальных блюд балканской кухни.

Уютно сидеть в маленьком ресторанчике, обсуждая все увиденное за этот день, но пора возвращаться в аэропорт. Совсем скоро нас ждет солнечное побережье Черногории.