Что вы знаете об Албании?

Албания никогда не входила в список стран, которые я мечтала посетить. Честно сказать, я практически ничего не знала про эту страну и именно поэтому, когда появилась возможность, я с радостью отправилась за новыми знаниями и впечатлениями.

В Черногории, представители многих турагентств отговаривали нас от поездки, объясняя это тем, что смотреть в Албании нечего и экскурсия, занимающая целый день, достаточно утомительная, но я совершенно не согласна с таким мнением, ехать стоит.

Во-первых, виды из окна по дороге просто шикарные. Мы сели на автобус в Будве и проехали большущую часть побережья Черногории. Увидели сверху, с горы, городки: Бечичи, Рафаиловичи, Сутоморе, Петровац, Бар, Ульцин с их красными крышами, горные долины, оливковые рощи и кусочек Скадарского озера.

Во-вторых, я узнала об истории и современной жизни Албании и албанцев, увидела знаменитые бункеры, старинные крепости, посмотрела и на столичных жителей Тираны, и на бедных цыган Шкодера.

В-третьих, оказывается, в Шкиперии, а именно так свою страну называет местное население, имеются прекрасные курорты на Ионическом море, но в отличие от греческих и итальянских, цены здесь в разы дешевле, правда и сервис пока похуже.

Шкодер или Скадар, первый город, в который мы прибыли, удивил большим количеством мусора на улицах, толпами попрошаек и ощущением, что я попала в 90-е годы в российском провинциальном городке. Постройки, похожие на советские соседствуют с современными зданиями, новенькими же, церквями и мечетями и все это на фоне старинных домиков, а вдалеке виднеются горы и крепость Розафа. В целом, выглядит все это многообразие стилей весьма колоритно.

По улицам, нарушая правила, ездят потрепанные мерседесы, старенькие велосипеды и мопеды. Люди одеты вполне современно, сразу и не скажешь, что находишься в мусульманской стране. На протяжении правления диктатора Энвера Ходжа все вероисповедания на территории страны были запрещены, Албания была провозглашена первым атеистическим государством, поэтому и отношение к религии у албанцев весьма непринужденное. Представители разных религиозных конфессий  в Шкиперии мирно уживаются друг с другом.

В центре Шкодера, на площади Матери Терезы, которая по происхождению была албанкой, стоит одноименный памятник. Здесь все выглядит довольно ухожено: красивая мечеть Шейха Замила Абдуллы Аль-Замиля, чуть далее главная пешеходная улочка Кола Идромено, яркие жилые дома, современный отель, ровная брусчатка, зелень, множество магазинов и кафешек…вполне себе Европа.

Несколько часов мы едем по ровным албанским дорогам, пейзаж красивый, но довольно однообразный: засеянные поля, иногда встречаются деревушки и горы вдалеке, время от времени проезжаем мимо автозаправок с забавным названием Kastrati и тогда люди в автобусе начинают похихикивать.

Следующая остановка – портовый город Дуррес. Сразу видно, он гораздо богаче Шкодера. Здесь находится главный порт страны, много отелей и пляжей, сохранились римский амфитиатр и венецианские башни. Чтобы рассмотреть все получше, не потратив много времени, поднимаемся на 15 этаж в ресторан Fly, покупаем очень неплохое местное мороженое и наслаждаемся видом.

Еще 40 минут пути и мы в Тиране, столице Албании. Местами снова создается ощущение, что попадаешь назад во времени, в какой-нибудь российский городок в 70-е годы прошлого века. На площади национального героя Скандербега оперный театр и народный исторический музей, построенные в лучших традициях сталинского ампира, чуть дальше, на проспекте Павших героев, начинается дикое смешение старых и современных построек, венчает все это безобразие пирамида – бывший музей-мавзолей все того же Энвера Ходжа.

Солнце начинает припекать и мы, в поисках тени, сворачиваем на тенистую улочку без указателя, где между домами находим небольшой рынок. Туристы, похоже, заглядывают сюда не часто. Местные оглядывают нас с ног до головы, мы спешно покупаем несколько сувениров в память об этой противоречивой столице и возвращаемся в туристический центр.

До отправления есть немного времени, прогуливаемся до довольно узкой и грязной речки Лана и возвращаемся обратно, в Будву, в цивилизацию. По дороге обратно постоянно замечаю прославленные бункеры, а на границе даже заглядываю в один из них. И как в такой тесноте должны были продолжительное время находиться целые семьи? Правда, говорят, есть бункеры и побольше, гид рассказывал даже что-то про бункер-отель и бункер-ночной клуб.

Несмотря на грязь и нищету, Албания стремительно развивается и имеет великую историю. Многие памятники культуры безнадежно утрачены или находятся в плачевном состоянии, но заинтересованный турист  все равно найдет здесь немало древностей. Природа этой горной страны величественна, а климат позволяет снимать урожаи овощей и фруктов по несколько раз в год. Возможно, пройдет несколько лет и албанские курорты будут не менее популярны, чем курорты близлежащих Черногории, Хорватии и Греции. А пока, после посещения республики Шкиперия, остаешься в смешанных чувствах.